presto_head_img.png
+7(495) 79-79-573
Отдел продаж (доб. 575)

Новости

28.05.2010

Участие в Круглом столе журнала «МИР ДОРОГ» №47/май 2010

Все шире геосинтетические материалы применяются при строительстве автомобильных дорог и транспортных сооружений. Это связано с постоянным развитием производства материалов, проведением научных исследований, созданием эффективных проектных решений. Своим опытом применения геосинтетических материалов делится ведущие специалисты этой отрасли, в их числе главный инженер ЗАО «Престо-Русь».

- Какие геосинтетические материалы предлагает ваша компания?
- Мы обладаем собственным заводом по производству пространственной полимерной решетки (ППР) и ее комплектующих. Также на ее основе мы разработали гибкую бетонную плиту (ГиБП). Важно, что мы не только производим и поставляем геоматериалы, но в первую очередь мы предлагаем готовые проектные решения по их использованию.

- Где целесообразно использовать ваши материалы и почему? Какой экономический и технологический эффект дает их применение? Какими должны быть критерии научно-технического обоснования эффективности применения ГСМ в слоях асфальтобетона и в основаниях дорожной одежды?
- В первую очередь наши материалы целесообразно использовать в сложных геологических и климатических условиях, потому что в ряде случаев это является единственным решением.
Нельзя однозначно сказать, какой экономический и технологический эффект дают геоматериалы. Каждый конкретный случай необходимо рассчитывать отдельно. В среднем применение, например, пространственной полимерной решетки дает экономию от 20 до 50%.
Основным критерием научно-технического обоснования эффективности ГСМ является продление срока службы автодороги до капитального ремонта, а также повышение несущей способности дорожной одежды. Такие расчеты с техническим обоснованием нами постоянно ведутся.

- На каких конкретных объектах применены ваши материалы? Проводился ли мониторинг?
- Впервые наша георешетка была применена на Заполярном ГНКМ в 2000 г. С этого момента мы ведем постоянный мониторинг всех объектов, где были применены наши геоматериалы и проектные решения.
С 2000 г. с нашем участием было построено более 100 объектов по всей России, от Сахалина до Калининграда. Отметить следует такие объекты, как Песцовое ГНКМ, Бованенковское ГНКМ, газопровод СРТО - Торжок, Североевропейский газопровод и Газопровод «Голубой поток».

- Что тормозит более широкое применение геосинтетических материалов в России? Возникают ли проблемы при взаимодействии с проектировщиками?
- Широкое применение геосинтетических материалов в России тормозит отсутствие единой нормативной базы. Каждый производитель предлагает свои решения, проектировщику сложно сделать выбор. Зачастую некомпетентное решение приводит к разрушению объектов и снижению имиджа геосинтетических материалов в общем. С другой стороны, строители, пытаясь снизить затраты, применяют более дешевые и некачественные материалы, что также приводит к разрушению объектов даже с грамотными проектными решениями.

- Существуют ли проблемы сертификации геосинтетических материалов в транспортном строительстве?
- На данный момент в транспортном строительстве отсутствует единый сертификационный центр - такой, например, какой был создан в ОАО «Газпром». Создание подобного центра позволило бы разработать единые требования к качеству геоматериалов для транспортного строительства.
Вообще, качество геоматериалов, применяемых при строительстве фе­деральных автодорог, является крайне низким в связи с тотальной экономией, за счет применения дешевого, не сертифицированного, но признанного центром материала.

- Считаете ли вы необходимым создание независимой структуры для проведения испытаний геосинтетических материалов на разных конструкциях?
- Я уже говорил о необходимости создания такого Центра сертификации. Это позволило бы в случае признания этого центра единым исключить прохождение сертификации по разным отраслям строительства.
Однако время показало, что на данный момент создание такого центра практически невозможно, т. к. это будет воспринято производителями как возможность повлиять на рынок и вытеснить материалы конкурентов. Пока заказчику следует ориентироваться на сертификаты, выданные крупными отраслевыми центрами, и на реальный опыт эксплуатации материала.

- Какие методики испытаний вы считаете наиболее приемлемыми?
- В рамках круглого стола сложно развернуто ответить на этот вопрос. На данный момент наиболее прогрессивный и международно-признанной методикой по испытаниям георешеток являются испытания, пре­дусмотренные ТУ 2246-003­18649652- 2006. Данный метод предусматривает долговременное испытания шва на прочность, что позволяет смоделировать реальную эксплуатацию. В связи со свойствами полиэтилена и других полимеров кратковременные испытания не дают представления о реальной прочности георешетки во времени. На краткосрочных испытаниях георешетка может показать очень высокие прочностные показатели, однако со временем при значительно меньшей нагрузке может разрушиться через один-два дня. В основном это связано с низким качеством исходного материала и использованием вторичного полиэтилена. Это актуально и для других видов геосинтетики.

- Что должно обязательно учитываться при создании классификации геосинтетических материалов?
- Надо отметить, что такая классификация уже создана на базе международного опыта. Но она не смогла учесть всю широту разработанных геоматериалов. Производители не пришли к единым названиям своих материалов, что привело к путанице. Пока данная классификация не будет признана всеми производителями и проектировщиками на основе Союза, либо какой-то другой организации, она не может быть окончательно принята.

- В каких направлениях необходимо проводить научные исследования геосинтетиков? Что, по вашему мнению, целесообразнее: заниматься разработкой и производством ГСМ или же закупать их за рубежом?
- В первую очередь исследования должны привести к созданию единых методов расчета разных типов геосинтетики в конструкциях. Время показало, что возможности геосинтетики широки. На данный момент для нас было бы интересно проведение исследований по применению георешетки в строительстве зимних автодорог (зимников) и ледовых переправ.
К сожалению, в некоторых случаях не существует отечественных аналогов ГСМ. Поэтому до 2005 г. наша компания была вынуждена поставлять качественную георешетку из-за рубежа. В 2005 г. совместно с иностранными специалистами, на основе их технологий мы смогли создать собственное производство георешетки нужного качества. Такой уровень качества пока не достигнут другими отечественными производителями.


Возврат к списку